воскресенье, 19 июля 2015
не успеваешь прочитать, как разбираешь книгу на цитаты.
IV
- Только невежды думают, что могут куда-то уехать. Мы не можем. Отсюда, из дворца. Никуда. То, от чего мы всегда убегаем, всегда с нами. Страдания всегда рядом.
- Ты мудро мыслишь, - заметил Сенека. - Именно поэтому ты должен побороть его в себе.
- Чем?
- Страданием. Горечь не излечишь сластью. Только горечью.
- Не понимаю.
- Только страданием можно бороться со страданием, - объяснил Сенека. - Вот, слушай. Этой зимой, после первого снега, я ужасно замерз в своей комнате. По спине бежали мурашки. Хотя я и укрылся в шерстяное одеяло, холод и дальше сковывал мое тело; будто волк впился в мои руки. Писать я уже не мог. Тогда я стал искать первопричину моих мук. И нашел ее: дело не в холодной комнате, а во мне самом. Я мерз, потому что хотел тепла. Тогда я сделал наоборот: решил, что не хочу тепла, а холода. Только блеснула в голове эта мысль, как мне показалось, что в комнате уже не так холодно. Я откинул одеяло, снял тунику и принес снаружи немного снега, которые хорошенько растер свое тело. Потом выглянул во двор снова, немного глотая колючий зимний воздух. Хочешь верь - хочешь нет, однако, мое тело наполнилось теплом, и уже, одевшись, я больше не мерз, мог работать, и даже написал три новые сцены "Фиеста".
- Возможно, - сказал Нерон с недоброй усмешкой на устах. - Однако, как я могу использовать это на себе?
- Проникнись страданиями, - ответил Сенека. - Скажи себе что хочешь страдать.
- Но я не хочу страдать.
- В мире живут люди, которые постоянно стремятся страдать, плакать, терпеть надругательства, считая, что это и есть счастье. Им ничего не надо, кроме боли и унижений. И как можно больше. Поэтому им всегда мало, они постоянно недовольны, вечно обманываются в своих ожиданиях. Зато в их душах всегда господствует покой.
- Ты имеешь в виду тех нерях, что отродясь не моются, - раздраженно кинул император, - больных, которым гной застилает глаза, вшивых, которые никогда не расчесываются? Смердящих, которые живут под землей, и, как сумасшедшие, терзают себя. Ты имеешь в виду бунтарей, настоящий врагов римского государства. Я презираю их.
- Я латинский поэт, - проговорил Сенека. - И ненавижу тех, кто пытается повернуть мир назад, к варварству. Презираю их глупые предрассудки. Чтобы покончить с ними, недостаточно крестов и топоров. Я верю в богов. -Нерон молчал, и поэтому Сенека продолжил: - Ты меня не понял, я только сказал, что страдание можно побороть только страданием.
- Однако этому не будет конца-края, - сказал Нерон, - Выхода нет, - И будто ему пришла в голову спасительная идея, воскликнул, - Нужно какие-нибудь чары!
- Есть такие чары, которые которые полностью изменяют человека, - отозвался Сенека.
- Я не про это.
- Почитай только греческие трагедии! В них скорбь. Черное лекарство для окровавленных ран. Говорят что писательство лечит...
@музыка:
The Lyre Ensemblе – Lullaby
@темы:
книги,
увидел@рассказал,
Нерончик,
Римимими
)